Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для маломобильных граждан:
СП «детский сад» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово, расположенного по адресу:
446073, Самарская обл., м.р. Сызранский, пос. Варламово, ул. Советская, д.24 446073, Самарская обл., м.р. Сызранский, пос. Варламово, ул. Молодежная, д.4А
В Учреждении организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативно-правовыми документами:
ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ о назначении ответственных лиц по работе с ИПРА ребенка-инвалида.
Заключения психолого-медико-педагогической комиссии для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центра диагностики и консультирования г.о. Сызрань и заявления родителей (законных представителей).
Положение о порядке разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника
Приказ о создании психолого-педагогического консилиума (ППк) на 2023-2024 уч.год
В основе работы Учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежит социальная адаптация воспитанников, концепция равных возможностей для всех участников образовательного процесса. В СП «детский сад» созданы условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекцию их нарушений.
В СП «детский сад» работает творческий педагогический коллектив, который обеспечивает сопровождение воспитанников с ОВЗ: учителя — логопеды, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, воспитатели возрастных групп. Учителя- логопеды направляют коррекционную работу других педагогов. Основным подходом в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемым в СП «детский сад», является инклюзивное обучение, при котором воспитанники с ОВЗ посещают возрастные группы с обычными детьми. Все педагоги работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используя принцип индивидуального подхода в обучении. Данный принцип превалирует над другими. В этом направлении педагогический коллектив СП «детский сад» работает над следующими задачами:
- адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
- развитие межличностных отношений в коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
- создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между педагогом и воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Из поставленных задач вытекает еще один принцип – принцип развивающего обучения, где связь и взаимосвязь психического развития и обучения наиболее актуальна. В качестве непосредственной основы развития дошкольников – детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта развития: к моменту появления в структурном подразделении «детский сад» (в другой для него среде) у такого ребенка нет ни потребности в самоизменении, ни способности к нему.
Задачами развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем, для чего необходимо начинать обучение не с усвоения правил и формул;
- обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач детского коллектива;
- овладение способами решения этих задач; развитие потребности в творческом поиске.
Принцип наглядности необходим в образовательном процессе СП «детский сад»: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут заниматься, общаться, значит, смогут и они.
Достичь высоких результатов в адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья позволяет тесное взаимодействие с родителями (законными представителями). В перспективных планах взаимодействия с родителями предусмотрены разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ, в реализации которых участвуют все воспитатели и специалисты СП «детский сад»: учитель — логопед, педагог — психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
В настоящее время приоритетным является инклюзивное обучение воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Матрёнина Надежда Владимировна
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по работе с детьми с ОВЗ:
Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой
Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушениями речи
- Консультация для педагогов «Психолого — педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях ДОО»
- Памятка для педагогов «Особенности развития детей с речевыми нарушениями»
- Консультация для педагогов «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО»
- Консультация для педагогов «Инновационные технологии физкультурно — оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Консультация для педагогов «Психолого — педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с условиях дошкольной образовательной организации»
- Методическая разработка теоретического семинара для педагогов «Формы организации творческой деятельности детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»