Система профессиональной ориентации воспитанников дошкольной образовательной организации

Система профессиональной ориентации воспитанников дошкольной образовательной организации – СП «детский сад» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово м.р.Сызранский Самарской области

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.), с Письмом министерства образования и науки Самарской области от 04.08.2016 № МО-16-09-01/767-ту обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.

Ранняя профессиональная ориентация это система мероприятий в дошкольном образовательном учреждении, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей  каждого ребенка, формирование представлений о профессиях, о роли труда в жизни людей, о целях, мотивах и результатах трудовой деятельности, воспитание  уважительного отношения к труду. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, проявлять способности, определенные потребности в том или ином виде деятельности.  

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Нормативно-правовые, теоретико-методологические подходы к проблеме ранней профориентации

Идеи профессионального самоопределения заложены в Федеральном законе «Об образовании в РФ», где сказано, что общее образование направлено на развитие личности, приобретение в процессе освоения общеобразовательных программ знаний умений и навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получение профессионального образования.

Данные позиции согласованы с логикой «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», в которой обоснована преемственность ступеней образования, где каждая последующая ступень образования преемственно развивает основы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых. Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Поэтому ранняя профориентация в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Организационно-методические материалы 

Педагогические условия организации ранней профориентации с детьми дошкольного возраста отражены в Основной общеобразовательной программе — образовательной программе дошкольного образования, в рабочих программах воспитателей и календарно-тематических планах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Для разных возрастных групп сформулированы задачи: 

2–3 года

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает, рыхлит и т.д.); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

3–4 года

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4–5 лет

Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

5–6 лет

Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности людям за их труд.

6–7 лет

Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка). Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Описание реализуемой в ДОО технологии(-й) профессиональной ориентации (сопровождения профессионального самоопределения) воспитанников.

Технология макетирования. Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых и «прожить» производственные сюжеты.

Мы построили макет города

Мы построили макет города

Строим макет автострады

Строим макет автострады

Технология музея. Музейное пространство, являясь модулем развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, открывает широкие возможности для открытия мира профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего, что расширяет кругозор детей, создает возможности для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности с экспонатами музея, помогает установить связь между потребностями общества и появлением новых профессий.

В музее много интересногоВ мини-музее

Проектные технологии. Решение задач ранней профориентации в рамках проектной деятельности осуществляется через интеграцию содержания всех образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий. Используя метод проектов в организации ранней профориентации, необходимо помнить, что проект – это совместный продукт сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса от замысла до воплощения.

Проект «Юные модельеры»

Выставка эскизовЭскиз вечернего платьяЭскиз праздничного костюмаМодельеры-конструкторыНаши эскизы в работеДефилеЗаслуженные награды

Проект «Космодром»

Модель космического корабля своими рукамиКосмонавтам необходимо знать о планетах Солнечной системыКосмонавты выбирают космический корабльПроектируем и строим космодромМы сами создаем космические корабли

Игровые технологии предоставляют возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания мира профессий в другие условия, способствует проявлению самостоятельности и творческой инициативы.

ПоварятаКапитаныВодителиКостюмерЭкологиКондитерыПожарные

Цифровые технологии. Значительная часть труда взрослых не доступна для непосредственного наблюдения детьми дошкольного возраста, что представляет определенные проблемы в организации ранней профориентации в ДОУ. Таким образом, использование цифровых образовательных технологий позволит существенно повысить вариативность и наглядность образовательного процесса и обеспечить оперативность обратной связи.

Ателье

Ателье

Обувная фабрика

Обувная фабрика

Юные конструкторы изучают устройство калейдоскопа

Юные конструкторы изучают устройство калейдоскопа

Таким образом, технологические аспекты ранней профориентации предусматривают разнообразные педагогические технологии, обеспечивающие освоение социального опыта в разных видах детской деятельности. Развивающий потенциал педагогических технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста будет достигнут при условии их грамотного отбора педагогом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Особенности организации профориентированной развивающей предметно-пространственной среды

Построение развивающей предметно-пространственной среды с целью ранней профориентации детей дошкольного возраста рассматривается как обогащение (дополнение, расширение) пространства ДОО таким предметным содержанием, которое бы обеспечивало формирование у детей дошкольного возраста  представлений о профессиях взрослых в соответствующих возрасту видах деятельности. Такая РППС создает условия для  погружения ребенка в мир профессий, дает возможность «прожить» производственные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В таких условиях усвоение детьми информации о профессиях взрослых происходит в процессе его собственной активности, направленной на освоение предметов и явлений окружающего мира, т. е. процесс деятельности одновременно является и процессом формирования у ребенка нового опыта, новых функций, новых компетенций, что, безусловно, влияет и на становление ранних профессиональных устремлений и ценностного отношения к профессиональной деятельности людей. Важно побуждать детей к моделированию полученных знаний в предметной, игровой экспериментальной деятельности, как ведущих культурных практиках ребенка дошкольного возраста.

Центр "Игромир"

Центр «Игромир»

Центр "Юный биолог"

Центр «Юный биолог»

Мини-метеостанция на участке ДОО

Мини-метеостанция на участке ДОО

Инструментальное обеспечение оценивания компетенций детей дошкольного возраста в ознакомлении с профессиями взрослых

Залогом эффективного решения профориентационных задач является наличие у педагогов информации о реальных достижениях детей в ознакомлении с профессиями взрослых. Таким образом, возникает необходимость в такой системе контроля качества данного процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику достижений детей в ознакомлении детей с профессиями взрослых. Оценивание реальных достижений ребенка в ознакомлении с профессиями взрослых осуществляется в его повседневной активности в культурных практиках детства (игре, познавательно-исследовательской деятельности, изобразительной, конструктивной, творческой).

Первое достижение будущей швеи

Первое достижение будущей швеи

Цветоводство - это целая наука...

Цветоводство — это целая наука…

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме профориентационной направленности

— обучение педагогов по программам повышения квалификации, содержащим темы профориентационной направленности: «Проектирование творческих мастерских как игрового пространства развития креативности у детей дошкольного возраста», «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста», «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

— участие педагогов (в качестве докладчика или слушателя) в обучающих/методических/конкурсных мероприятиях разного уровня и форм, содержащих темы профориентации воспитанников

Участие педагогов в жюри окружных конкурсов

Участие педагогов в жюри окружных конкурсов

Социальное партнерство:

— организация экскурсий,

— встречи с представителями разных профессий,

— досуговая деятельность с привлечением организаций-партнеров,

— включение воспитанников ДОО в различные виды совместной с партнерами деятельности (продуктивная деятельность, конкурсы, фестивали)

Встреча с инспектором ОГИБДД МВД России

Встреча с инспектором ОГИБДД МВД России

Инспектор ГИБДД знакомит ребят с особенностями своей работы

Инспектор ГИБДД знакомит ребят с особенностями своей работы

Знакомство с профессией флориста

Знакомство с профессией флориста

Знакомство с профессией композитора

Знакомство с профессией композитора

Знакомство с театральными профессиями

Знакомство с театральными профессиями

Знакомство с профессией библиотекаря

Знакомство с профессией библиотекаря

Результаты участия воспитанников в конкурсах  профориентационной направленности различного уровня:

Всероссийский конкурс рисунков и декоративно-прикладного творчества «Мир профессий» Работа «Добрый доктор» — Милахов Илья, воспитатель Краснеева Е.В.

Диплом Милахов Благодарность Краснеевой ЕВ

Областной фестиваль семейного творчества «Талантов акварель» 

Наше дело. Мастерская по дереву» (Учаева Мария, воспитатель Краснеева Е.В.)

Семья Учаевых

Региональный конкурс исследовательских проектов «Я — исследователь» Челушкина Виктория (воспитатель Сарычева С.А.)

Сертификат Челушкина В.

Участие в движении «Будущие профессионалы 5+»

Команда космических архитекторов с наставником

Команда космических архитекторов с наставником

Космические архитекторы готовы к работе!

Космические архитекторы готовы к работе!

Видеоролик Маленькие профессионалы за работой-  Космические архитекторы

Видеоролик — Костюм космического архитектора

Команда Витаминки

Команда Витаминки

Представление костюма  (врач-педиатр) Витаминки

Видеоролик Врач-педиатр Витаминки

Методические материалы по профессиональной ориентации (профессиональному сопровождению) воспитанников (ознакомлению с миром труда и профессий, формированию положительного отношения к труду и т.п.)

Знакомство с профессией метеоролога (Боброва Е.А., воспитатель, Самуйлова Т.Е., методист)

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности с детьми «Юные архитекторы. Космодром» (Матвеева Е.А., воспитатель, Самуйлова Т.Е., методист)

Игра-путешествие «Полет к звездам» (Агейкина С.В., воспитатель)

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Полет на Марс» (Сарычева С.А., воспитатель)

Знакомство с творчеством композитора Юдиной В.Н. (Ковригина Е.В., музыкальный руководитель)