Инклюзивное образование

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Анкета руководителя ОУ по беспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОУО) .xlsx

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово   .pdf

Приказ №445 от 01.04.2016 года «О разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития»  .pdf

Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для маломобильных граждан:

СП «детский сад» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово, расположенного по адресу:
446073, Самарская обл., м.р. Сызранский, пос. Варламово, ул. Советская, д.24    .pdf
446073, Самарская обл., м.р. Сызранский, пос. Варламово, ул. Молодежная, д.4А   .pdf

В Учреждении организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативно-правовыми документами:
ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Уставом учреждения,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. N 1015;
Приказом министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
— Приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ министерства образования и науки Самарской области №259-од от 10.08.2016 года «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Самарской области «от 04.09.2004 года №276-од «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области»;
Приложением к письму министерства образования и науки Самаркой области от 23.08.16 №МО-16.09.01/815-ту «Инструктивно-методическое письмо «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов»
Письмо Минобрнауки Самарской области от 02.09.2016 №МО-16.09.2016/867-ту, содержащее разъяснения по организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Письмо Минобрнауки России от 31.08.2016 №ВК 2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»
Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
Положением об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области, утвержденным приказом министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005г. No82-од.,
-Планом мероприятий («дорожная карта»)  по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
заключения психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ для детей, нуждающихся в  психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центра диагностики и консультирования г.о. Сызрань  и заявления родителей (законных представителей).

Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья .pdf
Положение о психолого-педагогическом консилиуме Учреждения .pdf

В основе работы Учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежит социальная адаптация воспитанников, концепция равных возможностей для всех участников образовательного процесса. В СП «детский сад» созданы условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекцию их нарушений.

 

логопедическое занятие логопедическое занятие 1 логопедическое занятие 2

 

 

 

 

 

 

логопедическое занятие 3

 

 

 

 

 

 

В СП «детский сад» работает творческий педагогический коллектив, который обеспечивает  сопровождение воспитанников с ОВЗ:   учителя — логопеды, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, воспитатели возрастных групп. Учителя- логопеды  Севастьянова Е.Ю. и Кобер Ю.В. направляют коррекционную работу других педагогов. Основным подходом в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемым в СП «детский сад», является инклюзивное обучение, при котором воспитанники с ОВЗ посещают  возрастные группы с обычными детьми. Все педагоги  работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используя принцип индивидуального подхода в обучении. Данный принцип превалирует над другими. В этом направлении педагогический коллектив СП «детский сад» работает над следующими задачами:

  • адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
  • развитие межличностных отношений в  коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
  • создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между педагогом и воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

Из поставленных задач вытекает еще один принцип – принцип развивающего обучения, где связь и взаимосвязь психического развития и обучения наиболее актуальна. В качестве непосредственной основы развития дошкольников – детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта развития: к моменту появления в структурном подразделении «детский сад» (в другой для него среде) у такого ребенка нет ни потребности в самоизменении, ни способности к нему.

Задачами развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем, для чего необходимо начинать обучение не с усвоения правил и формул;
  • обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач детского коллектива;
  • овладение способами решения этих задач; развитие потребности в творческом поиске.

Принцип наглядности необходим в образовательном процессе СП «детский сад»: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут заниматься, общаться, значит, смогут и они.

Достичь высоких результатов в адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья позволяет тесное взаимодействие с родителями (законными представителями). В перспективных планах взаимодействия с родителями предусмотрены разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ, в реализации которых участвуют все воспитатели и специалисты СП «детский сад»: учитель — логопед, педагог — психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

На сегодняшний день система образования для воспитанников с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими воспитанниками. Реализация в России  инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

Основная задача в  этом направлении сформулирована Д.А. Медведевым:

«Мы просто обязаны, — подчеркнул Дмитрий Анатольевич, — создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».

В настоящее время приоритетным является инклюзивное обучение воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Презентация «Современные представления об инклюзивном обучении» .ppt

Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2020-2021 учебном году (на 01.09.2020 г.)


 

копилка-e1438586568384МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по работе с детьми с ОВЗ:

Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ 

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушениями речи